Польская писательница, журналист, публицист, драматург, лауреат Государственной премии ПНР (1953). Награждена: наградой города Лодзь (1929), офицерским крестом Ордена Возрождения Польши (1930), золотым Крестом Заслуги (1946), орденом «Знамя Труда» I степени (1949), командор со звездой Ордена Возрождения Польши (1952), кавалер Большого креста Ордена Возрождения Польши (посмертно, 1954).
Установлена мемориальная доска на доме, где жила Зофья Налковская (1989, ул. Академическая, 15), скульптор В. В. Теребун).
Родилась 10 ноября 1884 года в Варшаве в семье учёного-географа и педагога В. Налковского. Начальное образование получила в родительском доме, потом в частном пансионе в Варшаве. Продолжила образование в тайном «Летучем университете».
Творческий путь начался со стихотворения «Я помню», опубликованного в 1898 году. Прозаическим дебютом была новелла «Орлица» (1903). Первый роман «Ледовые поля» был опубликован в 1904 году и стал первой частью трилогии «Женщины», изданной в 1906 году.
В 1904 году Налковская вышла замуж за педагога и поэта Леона Ригера. В 1906–1907 годах молодые жили в Кельцах, потом (1909–1910) в Кракове, в 1910 годах вернулись в Варшаву. Это было время плодотворной творческой и общественной деятельности. Налковская вместе с Ригером редактировала «Echo Kieleckie» («Келецкое эхо»), где публиковала свои переводы с русской литературы и собственные произведения, преимущественно на темы революции 1905–1907 годов («Две действительности», «Властелин замка»). Под её влиянием формировалось и мировоззрение молодой писательницы. Она проповедовала национальную свободу и социальное равенство, свободу морали, любви и творчества. Войдя в литературу в начале XX века, Налковская отразила все его сложности. Романы «Князь» (1907),
«Ровесницы» (1908), «Нарциза» (1910) писались под влиянием революции и тяжёлого переживания её кровавого разгрома.
Много внимания писательница отдавала проблемам душевного и интеллектуального мира женщины, психологии любви, соотношению натуры и культуры (сборники рассказов «Кошечка или белые тюльпаны» (1909), «Зеркала» (1913), роман «Змеи и розы» (1913).
Тяжёлым испытанием для Налковской стала мировая война. Писательница её осмысливала как общечеловеческую трагедию и конкретное социальное бедствие с показом его причин и виновников, драматических судеб людей. Всё это отражено в дневнике писательницы 1914–1917 годов, сборнике рассказов «Тайна крови» (1917), романе «Граф Эмиль» (1920).
После приобретения Польшей независимости (1918) начяался новый исторический этап в жизни народа и творчестве Налковской. Она принимала участие в создании Союза польских писателей (1920), стала неизменным членом его правления, вместе с С. Жеромским, А. Стругам, К. Ижиковским организовывала I съезд польских писателей, работала в бюро иностранной пропаганды при Президиуме правительства.
В 1922 году второй раз вышла замуж за руководителя жандармерии Польских легионов Юр-Гожеховского и переехала в Гродно. Проживание в Гродно (декабрь 1922–январь 1927) оставило особый след в жизни писательницы и почти до последних лет жизни влияло на её творчество.
Гродненская проблематика легла в основу лучших произведений Налковской. Здесь она обратилась к жанру политического романа («Роман Терезы Геннерт», 1924), который поставил её рядом с известными мастерами слова. На общественных началах работала куратором патроната, опекала заключённых гродненской тюрьмы (1924–1926).
Тема гродненской тюрьмы и жизни Принёманья отражалась до последнего произведения писательницы. Под влиянием воспоминаний с детства и гродненских наблюдений Налковская написала лирический роман «Дом над лугами» (1925), в котором прослеживается социальный аспект, связанный с расслоением деревни, формированием нового класса – деревенской буржуазии. Налковская проявила мастерство в описании природы Принеманья (этюды «В шалаше» (1924) и городских пейзажей – эсе «Гродно» (1926), в котором передаётся её восхищение древним белорусским городом, величавым Неманом, королевскими замками, древней Коложей. Необыкновенной новизной в польской литературе был роман «Галки» (1927), который состоит из серии социально-психологических портретов людей разных национальностей, которых объединяют события первой мировой войны.
В январе 1927 года Налковская уехала из Гродно и вернулась в Варшаву. Начался этап осмысления пережитого и воплощение его в творчестве. В 1928 году вышел роман «Недобрая любовь». Место событий, психологический климат, герои, в которых воплощены черты основных социальных групп Польши 1920-х годов, жизнь белорусского крестьянства Наднёманского края и собственная семейная драма – всё это связано с Гродно. Роман был высоко
оценен читателями и критикой. За него Налковская в 1929 году получила литературную премию города Лодзь.
Жизнь писательницы набирала полноту и новый смысл. Налковская участвовала в литературных собраниях, встречалась с зарубежными писателями, стала членом ПЕН-клуба и как польский делегат участвовала в его международных конгресах (Италия, Франция, Англия, Дания и др.), активизировала свою работу в правлении Союза писателей. В октябре 1929 года она последний раз выезжала в Гродно на торжественное открытие памятника Элизе Ожешко и выступала там.
В 1930 году Налковская издала психологическую драму «Дом женщин», которая приобрела большую популярность и ставилась на сценах многих польских и зарубежных драматических театрах. Небывалый успех «Дома» вдохновил писательницу и за несколько месяцев 1931 года она написала новую драму «День его возвращения». В трактовке внутреннего мира главного героя писательнице помогли воспоминания об узниках гродненской тюрьмы.
В 1833 году стала членом Польской академии литературы, вошла в состав творческого объединения «Предместье». С молодости Налковская активно занималась проблемами прав женщин и была избрана членом бельгийской Женской академии. Настоящую литературную славу Налковской принёс социально-психологический роман «Межа» (1935), в котором использованы гродненские события, бунт рабочих и их расстрел в 1925 году, тяжёлая судьба узников местной тюрьмы и безжалостное отношение к ним тюремного персонала, притеснение национальных меньшинств. Большинство героев «Межи» имели своих прототипов среди жителей Гродно. «Межа» была признана лучшим романом года. В 1936 году писательница получила Государственную премию и золотую пальмовую ветвь Польской академии литературы.
Межвоенный период творчества Налковской заканчивается романом «Нетерпеливые» (1939). В романе-саге писательница представила модель существования личности и человечества, их отношение к злу, страданиям, смерти. Изданный накануне 2-й мировой войны роман был предостережением человечеству и выражал тревогу автора о судьбах всех народов. Годы оккупации Налковская провела в Варшаве, живя на доходы от маленького табачного магазина, организовывала в воей квартире конспиративные литературные собрания, учила молодых писателей.
В январе 1945 года Налковская выехала в Краков и начала работу в Главной комиссии по расследованию фашистских злодеяний. Она ездила по всей стране на места массового уничтожения людей, в былые концлагеря, гетто, тюрьмы, участвовала в заседаниях судов, слушала свидетелей, собирала документальные материалы об ужасной трагедии.
С 1945 года писательница вошла в состав редакции литературно-общественного еженедельника «Кузница», была депутатом Верховной рады ПНР, председателем Товарищества польско-французской дружбы, заместителем председателя ПЕН-клуба, передавала творческий опыт
молодым деятелям культуры и писала. В 1946 году издала сборник новелл «Медальоны», в основу которого положены материалы работы комиссии по расследованию фашистских злодеяний. Книга стала памятником жертвам фашизма. Критики считают «Медальоны» шедевром антифашистской прозы.
В 1947 году Налковская была избрана депутатом Верховной рады ПНР и впервые в жизни посетила Москву в составе государственной делегации.
В 1948 году писательница издала сборник миниатюр «Характеры давние и последние» и роман «Узлы жизни». В 1950 году Налковская вернулась в Варшаву и как депутат сейма ПНР работала в комиссии культуры и искусства, была активным деятелем Комитета обороны мира и Лиги борьбы против расизма. В это же время издала повесть «Мой отец» и готовила к публикации «Избранные произведения». Важной страницей творчества стали «Дневники».
За литературную и общественную деятельность Зофья Налковская была награждена: наградой города Лодзь (1929), офицерским крестом Ордена Возрождения Польши (1930), золотым Крестом Заслуги (1946), орденом «Знамя Труда» I степени (1949), командор со звездой Ордена Возрождения Польши (1952), Государственной премией ПНР, кавалер Большого креста Ордена Возрождения Польши (посмертно, 1954).
Умерла З. Налковская 17 декабря 1954 года в Варшаве. Похоронена на кладбище «Воинское Повонзки».
В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы открыт музей писательницы.
Мемориальная доска Налковской Зофье установлена в 1989 году на доме (ул. Академическая, 15; скульптор В. В. Теребун), где жила Зофья Налковская. Текст на доске: «У гэтым доме з 1922 па 1927 год жыла вядомая польская пісьменніца Зофія Налкоўская».
Налковская Зофья // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. / рэдкал. : Г. П. Пашкоў і інш. – Мінск : БелЭн, 1999. – Т. 17. – С. 665.
Налкоўская Зоф’я // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. / рэдкал. : Г. П. Пашкоў і інш. – Мінск : БелЭн, 1999. – Т. 11. – С. 134.
Налкоўская Зоф’я // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі : у 5-і т. / рэдкал. : І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. – Мінск : БелЭн, 1986. – Т. 4. – С. 6.
Налковская Зофья // История польской литературы. – Москва, 1969. – Т. 2.
Мусіенка, С.П. Зоф’я Налкоўская / С.П. Мусіенка // Памяць: гіст.-дакум. хроніка Гродна. – Мінск, 1999. – С. 307–312.
Налковская Зофья // Госцеў А.П. Кронан. Летапіс горада на Нёмане (1116–1990 гг.) / Госцеў А.П., В.В. Швед. – Гродна, 1993. – С. 189.
Мусиенко, С.Ф. Творчество Зофьи Налковской / С.Ф. Мусиенко ; под ред. В.А. Хорева. – Минск : Наука и техника, 1989. – 205 с.
Хоревские чтения. Вып. 2, т. 1. Память культуры : Гродно в жизни и творчестве Зофьи Налковской. – Гродно : ЮрСаПринт, 2015. – 291 с.
Хоревские чтения. Вып. 2, т. 2. Память культуры : Гродно в жизни и творчестве Зофьи Налковской. – Гродно : ЮрСаПринт, 2015. – 193 с.
Налкоўская Зоф’я // Партрэты знаных і нязнаных / Антон Лабовіч. – Гродна, 2006.
Билютенко, Е. Элиза Ожешко в творческом сознании Зофьи Налковской / Елена Билютенко // Творчасць Зоф'і Налкоўскай і славянскія культуры : матэрыялы міжнар. навук. канф. – Гродна, 2005. – С. 157–165.
Гарданова, Л.Н. Мир и человек в рассказах З. Налковской ( «Медальоны») и Т. Боровского ( «Прощание с Марией», «Каменный мир») // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе : Проблемы теоретической и исторической поэтики : в 2-х ч. : материалы междунар.науч. конф. – Гродно, 2000. – Ч. 2. – С. 333–340.
Зофье Налковской посвящается…: материалы научной конференции 16–18 мая 1989 года, Гродно / под общ. ред. С. Ф. Мусиенко, С. А. Габрусевича ; Гродненский государственный ун-т им. Я. Купалы. – Минск : Полымя, 1991. – 173 с.
Карпюк, И. В духовном пространстве Зофьи Налковской (размышления о монографии С.Ф. Мусиенко «Реалистический роман в польской литературе межвоенного двадцатилетия (20-е –30-е гг. XX в.)») / Инга Карпюк // Творчасць Зоф'і Налкоўскай і славянскія культуры : матэрыялы міжнар. навук. канф. – Гродна, 2005. – С. 84–88.
Лошакова, Т. Экзистенциальная проблематика «Медальонов» Зофьи Налковской // Творчасць Зоф'і Налкоўскай і славянскія культуры : матэрыялы міжнар. навук. канф. – Гродна, 2005. – С. 122–132.
Мурзич, Л. «Когда я вспоминаю…» («Дом над лугами» Зофьи Налковской и проза Ивана Бунина) / Людмила Мурзич // Творчасць Зоф'і Налкоўскай і славянскія культуры : матэрыялы міжнар. навук. канф. – Гродна, 2005. – С. 53–60.
Мусиенко, С. Гродно в восприятии Элизы Ожешко и Зофьи Налковсковской : переемственность, традиции / Светлана Мусиенко // Шлях да ўзаемнасці : матэрыялы XV Міжнар. навук. канф. (Гродна, 13–14 лістап. 2008 года) / рэдкал. : І. Крэнь, С. Мусіенка, І. Папоў. – Гродна, 2009. – С. 19–25.
Паньков, Е. Стилистическо-композиционный подтекст эссеистической прозы Зофьи Налковской / Евгений Паньков // Творчасць Зоф’і Налкоўскай і славянскія культуры : матэрыялы міжнар. навук. канф. – Гродна, 2005. – С. 81–84.
Хорев, В. «Канон» послевоенной польской прозы в России и творчество Зофьи Налковской / Виктор Хорев // Творчасць Зоф’і Налкоўскай і славянскія культуры : матэрыялы міжнар. навук. канф. – Гродна, 2005. – С. 24–32.
Беспамяцтва побач з памяццю : [аб ушанаванні памяці Зоф’і Налкоўскай, польскай пісьменніцы (у 1922–1926 гадах жыла ў Гродне)] / Ілля Барысаў // Культура. – 2006. – № 9 (4-10 сакавіка). – С. 14.
Кашанкова, Л. Славутыя дзеячкі Гродзешчыны / Лілія Кашанкова // Алеся. – 2010. – № 10. – С. 34
Мусіенка, С. Гродна ў жыцці і творчасці Элізы Ажэшкі і Зоф’і Налкоўскай : да праблемы пераемнасці традыцый / Святлана Мусіенка // Роднае слова. – 2009. – № 8. – С. 20–25.
Фираго, Ю.С. Жанрово-стилевое своеобразие «Дневника периода войны» З. Налковской [(1884–1954)] // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Я. Купалы. Сер. 3. – 2014. – № 2. – С. 10–13.
Налковская, Софья [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Налковская,_Софья. – Дата доступа: 07.07.2017.
Зофья Налковская [Электронный ресурс] // LiveLib. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/232000-zofya-nalkovskaya. – Дата доступа: 07.07.2017.
Зофья Налковская [Электронный ресурс] // Проект Шпильки: биографии. – Режим доступа: http://projektszpilki.pl/biografie.php?i=34&lang=ru. – Дата доступа: 07.07.2017.