Инженер-технолог, предприниматель, один из создателей Московского промышленного района Российской империи, польский государственный деятель, создатель военно-промышленного комплекса Польской Республики.
Установлена мемориальная доска в Кафедральном соборе Святого Франциска Ксаверия (1920, площадь Советская, 4).
Родился 26 февраля 1854 года в городе Гродно в семье потомственного дворянина письмоводителя Дворянской опеки Гродненской губернии титулярного советника Антона Анастасия Казимировича и Каролины (урождённой Маньковской) Врублевских. Брат Витольда Адольфа Антоновича, Зигмунта Флорентия Антоновича и Эдуарда Викентия Антоновича Врублевских.
После смерти отца с десятилетнего возраста воспитывался в семье старшего брата Витольда Антоновича Врублевского – будущего профессора Высшей технической школы в Варшаве, оказавшего большое влияние на развитие нравственных и технических способностей юноши. Так, во время проведения Крестьянской реформы в России в 1865–1866 годах Витольд и Станислав Врублевские в течение 9,5 месяцев завершили все выкупные сделки по земельным наделам с бывшими крепостными крестьянами отца. Рано повзрослев и осознав социальную ответственность, Станислав Антонович в течение всей своей жизни оказывал помощь нуждающимся.
В 1875 году стал студентом Санкт-Петербургского практического технологического института и в течение четырёх лет обучался на механическом отделении по специальности «инженер-технолог».
В сентябре 1879 года после окончания высшего учебного заведения начал службу на Николаевской железной дороге кандидатом для технических занятий, техником-контролёром, помощником начальника 1-го участка Службы тяги и подвижного состава. С октября 1884 года служил на Александровском механическом заводе пригоночным мастером, с 1887 года – начальником технической конторы и чертёжной завода.
В 1888 году посетил Францию, Бельгию, Международную промышленную выставку в Брюсселе.
В 1891 году переведен в паровозный отдел Службы тяги и подвижного состава Николаевской железной дороги на должность контролёра по паровозам, с 1 января 1894 года стал начальником отдела. В этой должности Станислав Антонович состоял до октября 1896 года и был уволен со службы по прошению.
Служба на Александровском заводе – поставщике подвижного состава для российских железных дорог, на Николаевской железной дороге дала ему возможность основательно изучить железнодорожный подвижной состав, ознакомиться с технической постановкой дела, стала фундаментом в его дальнейшей предпринимательской деятельности, начало которой совпало со стремлением правительства активизировать строительство железных дорог в России, в том числе путём создания акционерных компаний с привлечением значительных частных денежных средств.
В 1897–1900 годах Станислав Антонович Врублевский – начальник технической конторы и член правления «Русского паровозостроительного и механического акционерного общества». В 1901–1908 годах – начальник технического отдела и член правления Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Новая должность потребовала его переезда из Санкт-Петербурга в Москву.
В 1906 году вошел в состав правления Московского акционерного общества вагоностроительного и механического завода (Мытищи, Московский уезд, Московская губерния), в 1907-м стал членом Общества заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района. С 1912 по 1917 год – член Совета этого Общества, директор-распорядитель правления Московского акционерного общества вагоностроительного и механического завода (ныне — открытое акционерное общество «Метровагонмаш»). Именно здесь проявились его профессионализм, организаторский талант, обязательность и честность в ведении дел, социальная ответственность.
В начале XX века на предприятии было занято 1365 рабочих. Экономический кризис в начале 1900-х годов привёл к расстройству дел – в 1903 году основной капитал составлял 3 млн. руб., прибыль – 112 тыс. руб. К 1913 году при новом составе правления, куда входил директор-распорядитель С. А. Врублевский, основной капитал был увеличен до 3,6 млн. руб.
Вагоностроительный и механический заводы были оснащены современным оборудованием. В 1913 году выпускали подвижной состав для железных дорог (вагоны пассажирские, товарные и платформы, цистерны, для перевозки скота, ледники), а также вагоны трамвайные и автомотрисы, вагончики опрокидывающиеся и ремонтные, вагонетки и платформы для рудников, мельничные машины и механические ткацкие станки. На нём было налажено производство запасных частей, стрелок, крестовин и поворотных кругов, маховиков для двигателей, трансмиссий, всякого рода чугунного литья; производился ремонт мягких пассажирских и товарных вагонов. Ещё до начала Первой мировой войны завод принял заказы от военного ведомства и приступил к изготовлению полевых вагонов и платформ для перевозки военной техники.
Строительство и деятельность вагоностроительного завода в начале XX века оказали существенное влияние на экономическую, социальную и демографическую ситуацию в окрестностях Мытищ. Для рабочих завода был построен посёлок, население которого постоянно росло и к 1912 году составило более 7 тысяч человек. Открылось три земских училища и одно 2-классное Министерское, земская больница, при вагоностроительном заводе – амбулатория, две аптеки, земская библиотека, приют для неимущих детей, почтово-телеграфная контора, чайная, четыре трактира, четыре лавки.
В связи с большим потоком различных материалов и топлива для вагоностроительного и механического завода железнодорожная станция Мытищи (Северная ж.д.) стала занимать одно из ведущих мест в грузообороте Московского уезда. В 1910 году станция отправляла 80 % и получала около 20 % из всего уездного грузооборота, основным отправителем грузов был вагоностроительный и механический заводы.
Станислав Антонович Врублевский уделял внимание решению социальных проблем служащих и рабочих своих предприятий, заботился о повышении квалификации, открывал школы для их детей, принимал участие в деятельности благотворительных обществ и помогал нуждающимся. Он был членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Бологовского технического железнодорожного училища, Благотворительного общества вспомоществования бедным римско-католического вероисповедания в Москве. Являлся членом Московского отделения Императорского Русского технического общества.
Октябрькую революцию 1917 года воспринял отрицательно, в 1918 году эмигрировал. Весь свой организаторский талант, опыт и профессионализм применил для создания оборонно-промышленного комплекса Польской Республики. Умер в 1928 году. Похоронен в Варшаве на кладбище Повонеки.
Памятная доска Врублевскому Станиславу Федору Антоновичу установлена в 1920 году в Фарном костеле в Гродно (площадь Советская, 4). Текст на доске «Stanisław Wróblewski. Inżynier-technolog. В Dyrektor Centralnego Zarządu Wojskowych Roślin. 1854–1928» (в переводе «Станислав Врублевский. Инженер-технолог. Директор Центрального правления военных заводов. 1854–1928».
[Врублевский] Станислав-Феодор // Гостев А.П. Известные уроженцы Гродненской области / А.П. Гостев. – Гродно : ООО ЮрСаПринт, 2016. – С. 32–31.
Афанасьева, Т.Ю. Семья Врублевских. Проблемы национального сознания польского населения на Беларуси : материалы II Междунар. науч. конф. / Афанасьева Т.Ю. – Гродно, 2004. – С. 250–253.
Афанасьева, Т. Глубокие корни Врублевских : [об уроженцах Гродно, братьях дворян. рода Витольде, Зыгмунте, Эдуарде, Станиславе, живших в XIX в.] / Афанасьева Т. // Гродзенская праўда. – 2002. – 11 чэрвеня. – С. 7.
Нестеренко, С. Четверо братьев. Станислав-Фёдор (1854–1928) / Светлана Нестеренко // Вечерний Гродно. – 2024. – 30 окт. (№ 44). – С. 9.
Врублевский, Станислав Федор Антонович // Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Врублевский,_Станислав_Федор_Антонович. – Дата доступа: 27.03.2018.